Русин Владимир Васильевич. ОСНОВЫ ЛОГИКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

КНИГА 1

ГЛАВА 1

Основные положения логики той теоретической науки, которая имеет своей целью адекватное отражение явлений реального мира в сознании людей

ГЛАВА 2

Структура, или форма, теоретической науки, выстраиваемой в виде единой всеобщей аксиоматической теории, и структура, или форма, различных ее частей. Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга различных составных частей единой всеобщей аксиоматической теории

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 2

ГЛАВА 3

Противоречие и непротиворечие. Виды противоречий и непротиворечий. Теоретическая истина и теоретическая ложь. Доказательство теоретической истинности и доказательство теоретической ложности. Виды теоретических истин и теоретической лжи. Виды теоретических доказательств

ГЛАВА 4

Классификация теоретичекских логических выводов. Домысливаемые и недомысливаемые слова, словосочетания и знаки. Классификация аксиомных и выводных теорем. Особенности процесса мышления в разных видах теорем

ГЛАВА 5

Чистая и нечистая теоретическая наука. Язык чистой теоретической науки. Наиболее характерные особенности языка чистой теоретической науки. Понимаемый и непонимаемый язык теоретической науки. Цели развития языка чистой теоретической науки. Прозрачная и непрозрачная теоретическая наука. Вопросно-ответная аксиоматическая теоретическая наука

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 3

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ГЛАВА 6

Первое послание в научные, образовательные и иные учреждения Республики Беларусь, а также в редакции ряда научных журналов. Ответы на него. Авторские комментарии ответов на первое послание и сопровождающие их статьи

ГЛАВА 7

Второе послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы на это послание. Авторские комментарии и предложения оппонентам и рецензентам

ГЛАВА 8

Третье послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы и неответы на это послание

ГЛАВА 9

Четвёртое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 10

Взаимосвязь нравственных и логических оснований науки. Некоторые обобщающие выводы и предложения

КНИГА 4

ГЛАВА 11

Необходимое дополнение к сказанному

ГЛАВА 12

Пятое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 13

Практика как один из критериев истинности и правдивости. Соответствие изложенного в работе «Основы логики теоретической науки» данному критерию

ГЛАВА 14

Одна из первопричин многих научных проблем, несовершенства ряда областей познания, теорий и работ, претендующих на научный статус

ГЛАВА 15

Ещё одно послание в научно – образовательные учреждения Беларуси. Ответы на него и на письмо в Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь от 12.05.2009

ГЛАВА 16

Некоторые обобщения

Обращение

 

 

Скачать книгу целиком

 

Контактная информация

Свои предложения, замечания, рецензии, отзывы, комментарии прошу высылать по адресу: 212003, Республика Беларусь, г. Могилёв, а/я 20, а также вы можете связаться со мной по телефону: (+375 29) 5449345 и (8 0222) 314954.

е.7  ПОНЯТИЙНАЯ И НЕПОНЯТИЙНАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА ЧИСТОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Обоснование необходимости рассмотрения вопросов теорем этой теоретической статьи.

Всякое явление реальности в своем развитии, вольно или невольно, осознанно ли неосознанно, стремится к некоторой цели.

И язык теоретической науки, прежде всего язык чистой теоретической науки, имеет цели своего развития, связанные с тем, чтобы он был максимально понятен в своих вопросах, рассуждениях и ответах, максимально точен и бесспорно истинен в своих закономерных утверждениях. Ниже мы установим две важнейшие цели развития языка чистой теоретической науки, к которым он должен стремиться, чтобы быть максимально понятным и верным.

 

Определительно-причинная аксиомная  теорема е.7.1

Что такое понятийная цель развития языка чистой теоретической науки (как одна из целей развития языка чистой теоретической науки)?

Ответ на вопрос теоремы.

Понятийная цель развития языка чистой теоретической науки (как одна из целей развития языка чистой теоретической науки) – это цель развития языка чистой теоретической науки, т.е. языка теорем, состоящая в том, чтобы в нем было как можно больше теоретических понятий, имеющих такие определения в виде исходных или выводных утверждений, которые сформулированы в качестве ответов на конкретные определительно-причинные теоретические вопросы в процессе классификации явлений, осуществляемой через ближайший выявленный род. (Аксиоматический определяющий закон теоретической науки, аксиоматическое теоретическое определение. Аксиоматическая теоретическая истина.)

 

Определительно-причинная аксиомная  теорема е.7.2

Что такое непонятийная цель развития языка чистой теоретической науки (как одна из целей развития языка чистой теоретической науки)?

Ответ на вопрос теоремы.

Непонятийная цель развития языка чистой теоретической науки (как одна из целей развития языка чистой теоретической науки) – это цель развития языка чистой теоретической науки, состоящая в том, чтобы в нем были сформулированы все необходимые законы и правила, регулирующие употребление слов, словосочетаний, знаков в вопросах, рассуждениях и ответах теорем. (Аксиоматический определяющий закон теоретической науки, аксиоматическое теоретическое определение. Аксиоматическая теоретическая истина.)

 

Понятийная цель развития языка чистой теоретической науки должна заключаться в том, чтобы определения теоретических понятий были изложены в ходе максимально последовательной классификации явлений, осуществляемой через ближайший выявленный род. Потому что все видовые явления реальности не возникают из ниоткуда и не исчезают в никуда, а родятся и формируются в цепи определенных причинно-следственных связей одних явлений с другими. И потому что видовые явления всегда относятся к некоторому роду, в который они входят.

Последовательное деление одного вслед за другим каждого ранее установленного класса реальных явлений на составляющие его виды отражает ту цепь причинно-следственных связей, в которой эти явления возникают и существуют  (теорема а.27).

Поэтому любая теоретическая наука тем однозначнее и понятнее в своих понятиях, тем истиннее в своих определяющих законах, чем более последовательна в ней классификация явлений, исследуемых ей, осуществляемая через ближайший выявленный род. Такая классификация в любой теоретической науке является, образно говоря, тем скелетом, вокруг которого формируется все тело теоретической науки, т.е. все остальные ее законы.

Аксиоматизация, логизация и формализация любой специальной теоретической науки невозможна вне рамок максимально последовательной классификации явлений, изучаемых ей, осуществляемой через ближайший выявленный род.

Чем последовательнее такого рода классификация, тем последовательнее и логичнее любая специальная теоретическая наука во всех своих закономерных утверждениях, в том числе изложенных в виде неопределяющих законов.

Так современная зоология благодаря последовательной классификации изучаемых ей явлений, осуществляемой через ближайший выявленный род, является наукой, непротиворечивой и логичной  во многих своих закономерных утверждениях, является наукой, постепенно выстраивающейся в виде аксиоматической теории.

Всякая специальная теоретическая наука обречена на выстраивание в виде аксиоматической теории, входящей в состав единой всеобщей теории, если в ее рамках осознанно и целенаправленно осуществляется работа по классификации явлений, изучаемых ей, через ближайший выявленный род. Поэтому аксиоматизация любой теоретической науки обязана начинаться с постепенного формирования в ней такой классификации. Ибо без нее аксиоматизация и логизация теоретической науки невозможна, так как все явления реальности, изучаемые любой специальной теоретической наукой, образно говоря, родятся друг от друга, одно вслед за другим, и происходят, таким образом, друг из друга.

Поэтому понятийная цель развития языка любой теоретической науки должна состоять в последовательной классификации исследуемых ей явлений, в рамках которой все определения понятий излагаются в виде исходных или выводных утверждений теоретической науки, ибо только такие утверждения в ней являются теоретическими истинами.

Но для того чтобы язык чистой теоретической науки, т.е. язык теорем, был более понятным и верным во всех фрагментах и элементах, он обязан также сформулировать в себе все необходимые специфические законы и правила, регулирующие употребление слов, словосочетаний и знаков в вопросах, рассуждениях и ответах теорем. Ибо без этих специфических законов и правил нельзя создать ни язык этой науки, ни саму эту науку.

Вот почему язык чистой теоретической науки, обязан стремиться реализовать в наибольшей мере обе цели своего развития – понятийную и непонятийную. Вот почему люди, занятые в теоретической науке, обязаны строить и развивать ее язык, исходя из целей его развития, а не произвольно, а не кому как вздумается.

И вот почему в этой работе уделено особое внимание целям развития языка теоретической науки, вот почему на них в ней  сделан особый акцент.

«Основы логики теоретической науки» являются логичной и последовательной в своих закономерных утверждениях аксиоматической теорией, прежде всего, потому что в них, «Основах», максимально возможное число определений теоретических понятий дано в виде исходных и выводных утверждений, установленных в ходе последовательной, осуществляемой через ближайший выявленный род классификации явлений, изучаемых логикой теоретической науки.

Причем в ходе этой классификации мы стремимся, по-возможности, каждый более общий класс явлений, один вслед за другим, делить на два противоположных друг другу вида, так как такого рода классификация, во-первых, наглядно иллюстрирует, что реальный мир – это мир противоположностей, а во-вторых, является наиболее последовательной и ясной.

Классификация вопросов, осуществленная в этой работе, - один из наиболее удачных примеров последовательного деления каждого предшествующего более общего класса вопросов на два противоположных друг другу вида.

Такого рода классификация является идеальной, максимально последовательной, непротиворечивой, наиболее адекватно отражающей логический строй явлений, изучаемых теоретической наукой.

Поэтому, если кто-то, например, делит всю логику на формальную и неформальную, на диалектическую и недиалектическую, на временную и невременную, на логику классов и на логику неклассов, на логику научного познания  и на логику ненаучного познания, на логику высказываний и логику невысказываний, на логику изменений и логику неизменений, на логику предикатов и на логику непридакатов и т. д., то он обязан осуществить такое последовательное деление всех этих логик через ближайший выявленный род, при котором были бы даны определения каждого из двух противоположных друг другу видов логик некоторого общего рода, например: формальной и неформальной, временной и невременной, диалектической и недиалектической и т. д.

Если же современные логики не в состоянии осуществить такого рода классификацию, то нечего тогда и делить логику на какие-то роды, виды и подвиды.

Ибо именно произвольное деление всей логики по произвольным основаниям на произвольное число неизвестно для чего создаваемых логик, от которых нет толка, наиболее наглядно иллюстрирует, как логические способности создателей этих логик, так и само состояние современной логики.

 

***

 

Надо осознать следующее очень важное: человеческое мышление – это понятийное мышление, т. е. мышление, основанное на тех понятиях, из которых формулируются все создаваемые в ходе мышления вопросы и ответы, а также утверждения и рассуждения.

В любом виде мышления, осуществляемого на любом человеческом языке, роль понятий столь значительна, что можно смело заявить: «Без понятий невозможно никакое человеческое мышление ни на каком человеческом языке».

Без понятий нельзя сформулировать вопрос о каком-то явлении.

Без понятий нельзя дать полный ответ на любой вопрос.

Без понятий нельзя изложить хотя бы одно утверждение, описывающее одни явления в их  определенной связи с другими явлениями или называющее какое-то явление.

Без понятий невозможно ни одно вразумительное рассуждение.

Можно утверждать, что без понятий невозможен процесс человеческого мышления в любом виде человеческой деятельности, что без понятий невозможно существование  ни одного человеческого языка.

Понятие – это основа понятного человеческого языка и понятного человеческого мышления.

И когда любой человек сталкивается с проблемой описания, например, некоторого фрагмента реального мира, то он обречен решать ее при помощи понятийного мышления и при помощи средств понятийного языка.

Всякие новые для нас явления в ходе любого человеческого мышления, не научного и научного, мы стремимся описать, прежде всего, при помощи определенных сочетаний нам уже известных понятий.

И всякое новое понятие в любом языке может быть понятно определено при помощи известных человеку понятий, которые в его сознании имеют понятные ему определения.

Никакое новое для человека понятие невозможно понятно определить при помощи непонятных ему понятий.

И ни на какой вопрос нельзя дать понятный человеку ответ при помощи непонятных ему понятий.

Понятность любого человеческого языка неразрывно взаимосвязана с ясной и обоснованной определенностью его понятий. И это, прежде всего, относится к научному языку. Ибо любой научный язык тем понятнее, чем больше в нем однозначных понятий, имеющих ясные и убедительно обоснованные в науке определения.

А ясными и убедительно обоснованными являются лишь те определения, которые в теоретической науке изложены в виде аксиоматических или выводных истин, в виде аксиоматических или выводных определяющих законов, установленных в ходе максимально последовательной классификации изучаемых теоретической наукой явлений, осуществляемой через ближайший выявленный род.