Русин Владимир Васильевич. ОСНОВЫ ЛОГИКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

КНИГА 1

ГЛАВА 1

Основные положения логики той теоретической науки, которая имеет своей целью адекватное отражение явлений реального мира в сознании людей

ГЛАВА 2

Структура, или форма, теоретической науки, выстраиваемой в виде единой всеобщей аксиоматической теории, и структура, или форма, различных ее частей. Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга различных составных частей единой всеобщей аксиоматической теории

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 2

ГЛАВА 3

Противоречие и непротиворечие. Виды противоречий и непротиворечий. Теоретическая истина и теоретическая ложь. Доказательство теоретической истинности и доказательство теоретической ложности. Виды теоретических истин и теоретической лжи. Виды теоретических доказательств

ГЛАВА 4

Классификация теоретичекских логических выводов. Домысливаемые и недомысливаемые слова, словосочетания и знаки. Классификация аксиомных и выводных теорем. Особенности процесса мышления в разных видах теорем

ГЛАВА 5

Чистая и нечистая теоретическая наука. Язык чистой теоретической науки. Наиболее характерные особенности языка чистой теоретической науки. Понимаемый и непонимаемый язык теоретической науки. Цели развития языка чистой теоретической науки. Прозрачная и непрозрачная теоретическая наука. Вопросно-ответная аксиоматическая теоретическая наука

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 3

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ГЛАВА 6

Первое послание в научные, образовательные и иные учреждения Республики Беларусь, а также в редакции ряда научных журналов. Ответы на него. Авторские комментарии ответов на первое послание и сопровождающие их статьи

ГЛАВА 7

Второе послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы на это послание. Авторские комментарии и предложения оппонентам и рецензентам

ГЛАВА 8

Третье послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы и неответы на это послание

ГЛАВА 9

Четвёртое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 10

Взаимосвязь нравственных и логических оснований науки. Некоторые обобщающие выводы и предложения

КНИГА 4

ГЛАВА 11

Необходимое дополнение к сказанному

ГЛАВА 12

Пятое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 13

Практика как один из критериев истинности и правдивости. Соответствие изложенного в работе «Основы логики теоретической науки» данному критерию

ГЛАВА 14

Одна из первопричин многих научных проблем, несовершенства ряда областей познания, теорий и работ, претендующих на научный статус

ГЛАВА 15

Ещё одно послание в научно – образовательные учреждения Беларуси. Ответы на него и на письмо в Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь от 12.05.2009

ГЛАВА 16

Некоторые обобщения

Обращение

 

 

Скачать книгу целиком

 

Контактная информация

Свои предложения, замечания, рецензии, отзывы, комментарии прошу высылать по адресу: 212003, Республика Беларусь, г. Могилёв, а/я 20, а также вы можете связаться со мной по телефону: (+375 29) 5449345 и (8 0222) 314954.

d.19   ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНО-ПРИЧИННАЯ АКСИОМНАЯ ТЕОРЕМА. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ОФОРМЛЕНИЯ В РАМКАХ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНО-ПРИЧИННОЙ АКСИОМНОЙ ТЕОРЕМЫ. НЕИЗМЕННОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИСТИНЫ

 

Обоснование необходимости рассмотрения вопроса теоремы этой теоретической статьи.

В логике теоретической науки часть ее аксиоматических законов представлена в виде ответов на конкретные определительно-причинные теоретические вопросы. На этом основании можно выделить соответствующий вид аксиомных теорем, дать ему наименование и определение, что мы и сделаем ниже.

 

Определительно-причинная аксиомная теорема d.19

Что такое определительно-причинная аксиомная теорема (как один из видов аксиомных теорем)?

Ответ на вопрос теоремы.

Определительно-причинная аксиомная теорема (как один из видов аксиомных теорем) – это аксиомная теорема, в которой аксиоматический определяющий закон теоретической науки излагается в виде ответа на конкретный определительно-причинный теоретический вопрос. (Аксиоматический определяющий закон теоретической науки, аксиоматическое теоретическое определение. Аксиоматическая истина.)

 

Для того чтобы осуществить правильный выбор поясняющей части ответа на конкретный определительно-причинный вопрос аксиомной теоремы, а также оформить определительно-причинную аксиомную теорему в соответствии с правилами логики теоретической науки:

во-первых, необходимо, чтобы вопрос этой теоремы был максимально понятным в контексте теоретической науки, благодаря включению в его состав как можно большего числа явных теоретических понятий, т.е. понятий, имеющих определения в виде исходных или выводных утверждений теоретической науки (статья а.48, а.49);

во-вторых, необходимо, чтобы процесс формулирования ответа осуществлялся с учетом понимания того, что все реальные явления обладают свойствами непротиворечивости, тождественности и нетождественности и что все они находятся в определенных причинно-следственных связях друг с другом (статьи а.10, а.26, а.27, а.28);

в-третьих, необходимо, чтобы ответ на каждый вопрос формулировался в процессе визуального (чувственного) и мысленного сопоставления друг с другом тех явлений реальности, между которыми в ответе должна быть установлена определенная причинно-следственная связь;

в-четвертых, необходимо, чтобы каждый аксиоматический ответ излагался с учетом определений понятий «аксиоматическая теоретическая истина» и «доказательство теоретической истинности аксиоматического ответа» (статья с.7);

в-пятых, необходимо выполнять правила выделения установленных и неустановленных специфических и общеупотребляемых теоретических понятий, а также производных от них частей речи и соответствующих им местоимений в вопросах и ответах аксиомных теорем (статья е.6).

Определительно-причинная аксиомная теорема характеризуется, прежде всего, тем, что ответ на ее вопрос излагается не исходя  из ранее установленных законов теоретической науки, а в результате апелляции к тем явлениям реальности, которые должны быть описаны в нем их определенной причинно-следственной связи друг с другом. В отличие от дилеммной аксиомной теоремы в составе ее вопроса не содержится тех возможных вариантов поясняющей части ответа, из которых можно и следует сделать однозначный выбор определенной поясняющей части.

При поиске верного ответа на определительно-причинный теоретический вопрос аксиомной теоремы надо отчетливо сознавать, что установление его неразрывно связано с процессом классификации исследуемых теоретической наукой явлений, осуществляемой через ближайший выявленный род, и что за пределами данной классификации последовательное формулирование одного вслед за другим верных определений теоретических понятий невозможно.

Вот почему каждый определительно-причинный теоретический вопрос должен быть конкретным, т.е. содержащим в себе изъяснительный оборот, начинающийся с союза «как» и требующий указать в ответе такую совокупность признаков, на основе которой образуется видовой класс явлений строго определенного рода, названного в обороте (теорема в.24.2).

Надо сознавать, что вне последовательной классификации явлений, осуществляемой через ближайший выявленный род, невозможно формулировать верные и понятные аксиоматические и выводные теоретические определения.

Каждый ответ на конкретный определительно-причинный теоретический вопрос обязан излагаться в виде аксиоматического или выводного утверждения (статья а.76), чтобы быть ответом, принадлежащим именно теоретической науке, а не теоретической философии – это первое обязательное условие формулирования теоретически истинного определения.

В то же время ответ на каждый конкретный определительно-причинный теоретический вопрос обязан излагаться в процессе последовательной классификации явлений, осуществляемой через ближайший выявленный род - это  второе обязательное условие формулирования теоретически истинного и понятного в контексте теоретической науки определения.

Не выполняя второе условие, невозможно формулировать понятные и верные определения в контексте теоретической науки. И каждый настоящий ученый обязан запомнить это условие раз и навсегда.

Воспроизведем и рассмотрим теорему d.16, чтобы на ее примере исследовать  наиболее характерные особенности мышления в рамках определительно-причинных аксиомных теорем, а также особенности оформления этого процесса, оговоренные в соответствующих правилах логики теоретической науки.

Определительно-причинная аксиомная теорема d.16

Что такое дилеммная аксиомная теорема (как один из видов аксиомных теорем)?

Ответ на вопрос теоремы.

Дилеммная аксиомная теорема (как один из видов аксиомных теорем) – это аксиомная теорема, в которой аксиоматический неопределяющий закон теоретической науки излагается в виде ответа на дилеммный теоретический вопрос. (Аксиоматический определяющий закон теоретической науки, аксиоматическое теоретическое определение. Аксиоматическая истина.)

 

Особенностью всех определительно-причинных теорем, в том числе аксиомных, является то, что процесс формулирования поясняющих частей их ответов начинается на стадии изложения конкретных определительно-причинных вопросов. Ибо любой конкретный определительно-причинный теоретический вопрос включает в себя изъяснительный оборот, начинающийся с союза «как» и требующий указать в ответе такую совокупность признаков, на основе которой образуется видовой класс явлений строго определенного рода, названного в обороте.

При формулировании конкретного определительно-причинного теоретического вопроса теоремы d.16 в изъяснительном обороте ее вопроса, начинающегося с союза «как», мы указываем тот род явлений, названный словосочетанием «аксиомная теорема», к которому должны отнести видовой класс, именуемый понятием «дилеммная аксиомная теорема»,

Таким образом, в изъяснительном обороте конкретного определительно-причинного теоретического вопроса мы излагаем начальный фрагмент поясняющей части будущего ответа на него.

Формулировать поясняющую часть ответа на конкретный определительно-причинный теоретический вопрос теоремы d.16 мы начинает со слов это «аксиомная теорема», которые входят также в состав вопроса этой теоремы. Ниже воспроизведем поясняемую часть ответа на вопрос теоремы d.16 и начальный фрагмент его поясняющей части «Дилеммная аксиомная теорема (как один из видов аксиомных теорем) – это аксиомная теорема…»

После того как мы сформулировали начальный фрагмент поясняющей части ответа на вопрос теоремы d.16, мы обязаны изложить и последующий фрагмент этой части ответа, в котором должна быть указана совокупность признаков, присущая виду аксиомных теорем, названному понятием «дилеммная аксиомная теорема».

При формулировании любого аксиомного ответа, в том числе ответа теоремы d.16, мы вынуждены обращаться к тем явлениям, которые должны быть в нем описаны.

Ибо аксиомный ответ не формулируется исходя из ранее установленных теоретических законов, а излагается в результате непосредственного обращения к тем реальным явлениям, которые в нем описываются (теорема а.41.1).

Поэтому и при изложении верного ответа на вопрос определительно-причинной аксиомной теоремы d.16 мы обязаны визуально и мысленно обратиться непосредственно к тому виду рода аксиомных теорем, который именуем понятием «дилеммная аксиомная теорема».

И обратившись к дилеммным аксиомным теоремам, видим, во-первых, что во всех них ответ представляет собой аксиоматический неопределяющий закон теоретической науки, во-вторых, что ответ во всех них излагается на дилеммный теоретический вопрос, а не на какой-то иной вопрос. Эти два признака, присущие только дилеммным аксиомным теоремам, мы и фиксируем в последующем оставшемся фрагменте поясняющей части ответа на вопрос теоремы d.16, заключенном в словах «…в которой аксиомный неопределяющий закон теоретической науки излагается в виде ответа на дилеммный теоретический вопрос».

Итак, следует запомнить:

во-первых, что любой определительно-причинный теоретический вопрос должен быть конкретным (статья в.24);

во-вторых, что поиск верного начального фрагмента поясняющей части ответа на любой определительно-причинный теоретический вопрос начинается на стадии формулирования этого вопроса в процессе установления того ближайшего рода, к которому должен быть отнесен вид явлений, называемый в некотором конкретном определительно-причинном вопросе непосредственно после слов «что такое» или «то такой»;

в-третьих, что поиск верной поясняющей части ответа на любой конкретный определительно-причинный теоретический вопрос должен осуществляться в ходе последовательной классификации явлений, осуществляемой через ближайший выявленный род;

в-четвертых, что формулирование аксиоматического ответа на конкретный определительно-причинный теоретический вопрос должно осуществляться в процессе визуального (чувственного) и мысленного обращения к тому виду явлений реальности определенного рода, который должен быть описан в этом ответе.

Формулирование вопроса и ответа определительно-причинной аксиомной теоремы d.16 осуществлялось в процессе исполнения всех вышеперечисленных требования.

Прочтите еще раз воспроизведенную в этой статье теорему d.16 и обратите внимание на то, что при ее изложении выполнено правило выделения установленных специфических и общеупотребляемых теоретических понятий, производных от них частей речи и соответствующих им местоимений в вопросе и ответе аксиомной теоремы путем их набора жирным шрифтом, а также правило выделения неустановленных специфических и общеупотребляемых теоретический понятий, производных от них частей речи и соответствующих им местоимений в вопросе и ответе аксиомной теоремы путем набора курсивом в вопросе теоремы d.16 еще не имеющего определения в виде исходного или выводного утверждения теоретической науки понятия «дилеммная аксиомная теорема».

Отметим также, что вопрос теоремы d.16 ясен, потому что значение теоретического понятия «аксиомная теорема», входящего в его состав, нам уже известно, так как его определение изложено ранее в теореме b.5.2. Это облегчает поиск верного ответа на хорошо понимаемый вопрос теоремы d.16.

Сам же ответ на вопрос теоремы d.16 ясен, прежде всего, потому что все теоретические понятия, входящие в состав его поясняющей части, заключенной в словах «это аксиомная теорема, в которой аксиоматический неопределяющий закон теоретической науки излагается в виде ответа на дилеммный теоретический вопрос», имеют к моменту формулирования ответа определения в виде исходных  или выводных утверждений теоретической науки. Определения понятий, входящих в состав поясняющей части ответа теоремы d.16, изложены в следующих теоремах: аксиомная теорема (теорема b.5.2), аксиоматический неопределяющий закон теоретической науки (теорема а.72.2), ответ (теорема b.8.2), дилеммный теоретический вопрос (теорема b.20.2), вид (теорема а.8.а.2).

Итак, ответ на вопрос теоремы d.16 понятен, потому что ясны все входящие в его состав теоретические понятия, уже имеющие определения в виде исходных или выводных утверждений теоретической науки к моменту изложения ответа.

Поскольку ответ на вопрос теоремы d.16 понятен, то нам легче и быстрее убедиться в его теоретической верности, отталкиваясь от определений понятий «аксиоматическая теоретическая истина» и «доказательство теоретической истинности аксиоматического ответа (статья с.7).

Еще раз напомним о том, что в пределах аксиоматической теоретической науки, и прежде всего вопросно-ответной аксиоматической теоретической науки, невозможно безбоязненно и безнаказанно заниматься произвольным словоблудием. Ибо в границах такой науки приходиться неукоснительно соблюдать все законы и правила теоретической логики, чтобы формулировать теоретически истинные и понятные определяющие и неопределяющие аксиоматические и выводные законы.

Вы можете на конкретных примерах исследовать особенности процесса мышления и его оформления в рамках определительно-причинных аксиомных теорем, обратившись к теоремам: а.1, а.2, а.3.1, а.3.2, а.9.1, а.10.1, а.10.2, а.10.3, а.8.а.1, а.8.а.2, а.8.в, а.10.а.1, а.16, а.19, а.22.1, а.24, а.26.1, а.31, а.32, а.43, а.46, а.65.1, а.65.2, а.65.3, а.65.4, а.65.5, а.73.1, а.74, b.1, b.2, b.6.1, b.6.2, b.9.1, b.9.2, b.12.1, b.13.1, b.27, b.31.1, d.3.1, d.3.2, d.4.1, d.4.2, d.5.1, d.5.2, d.6.1, d.6.2, d.7.1, d.7.2, d.11.1, d.11.2, d.12, d.15.1, d.15.2, d.16, d.17, d.18, d.19, d.20, е.2, е.7.1, е.7.2, е.8.1, е.9.1, е.10, а также а.6.1 – итого 65

 

***

 

Здесь мы отметим, что в рамках аксиоматической теоретической науки всякая теоретическая истина неизменна и вечна в своей смысловой сути, которая в ряде случаев может быть выражена при помощи различных сочетаний теоретических понятий.

Так аксиоматический определяющий закон, сформулированный в виде ответа на конкретный определительно-причинный теоретический вопрос теоремы d.16, в пределах вопросно-ответной аксиоматической теоретической науки, входящей в единую всеобщую теорию, истинен всегда и везде.

Этот закон, гласящий: «Дилеммная аксиомная теорема (как один из видов аксиомных теорем) – это аксиомная теорема, в которой аксиоматический неопределяющий закон теоретической науки излагается в виде ответа на дилеммный теоретический вопрос», верен сегодня, будет верен завтра, будет верен всегда. И он будет верен в любом месте реального мира. Например, он будет верен в любое время в любом месте России, Китая, Франции, Германии и т. д.

Никто, никогда и нигде не будет в состоянии опровергнуть теоретическую истинность этого аксиоматического определяющего закона, именно потому, что он теоретически истинен, потому, что он изложен в рамках вопросно-ответной аксиоматической теоретической науки, построенной с соблюдением всех законов и правил теоретической логики.

Если кто-то в состоянии поставить под сомнение теоретическую истинность ответа определительно-причинной аксиомной теоремы d.16, если кто-то в состоянии опровергнуть его теоретическую истинность, то пусть он это сделает.

Надо наконец-таки всем, называющим и считающим себя учеными, уяснить, что в границах подлинной теоретической науки, т.е. в пределах аксиоматической теоретической науки, и прежде всего вопросно-ответной, любая теоретическая истина (если она действительно истина) неизменна и вечна.

Давно уже по страницам различных научных работ гуляет афоризм, согласно которому: «Все течет и все изменяется». Но далеко не везде все течет и все изменяется.

Так в мире подлинной теоретической науки, в мире аксиоматической теоретической науки, входящей в состав единой всеобщей теории, любое теоретически истинное утверждении не изменяется. В мире этой науки всякая теоретическая истина неизменна и вечна в своей смысловой сути.

И все истинные утверждения, изложенные в «Основах логики теоретической науки», неизменны и вечны.

Ибо всякая теоретическая истина в рамках аксиоматической теоретической науки, входящей в состав единой всеобщей теории, неизменна и вечна. Например: «Дважды два – четыре», «Параллельные – не пересекаются», «Пять плюс три – восемь», «Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны друг другу и все углы прямые», «Рыба – это позвоночное животное», «Червь – это беспозвоночное животное» - это утверждения, теоретически истинные здесь и сейчас, это утверждений, бывшие теоретическими истинами везде сотни и тысячи лет назад, и это утверждения, которые будут теоретическими истинами везде и всегда.

Мир истин аксиоматических теорий, входящих в единую всеобщую теорию, неизменен и вечен.

Этот мир может быть дополнен новыми теоретическими истинами, установленными в ходе развития некоторой аксиоматической теоретической науки, входящей в единую всеобщую теорию. Но в этом мире не может быть изменена суть любой ранее установленной подлинной, а не мнимой, теоретической истины.

Уже установленная теоретическая истина в аксиоматической теоретической науке, входящей в состав единой всеобщей теории, неизменна и вечна по своей сути. При условии изложения ее при помощи понятий, имеющих определения в виде исходных или выводных теоретических утверждений, сформулированных в ходе последовательной классификации явлений, осуществленной через ближайший выявленный род.

И любая установленная теоретическая истина всегда понятна в контексте аксиоматической теоретической науки и всегда в ней однозначна.