Русин Владимир Васильевич. ОСНОВЫ ЛОГИКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

КНИГА 1

ГЛАВА 1

Основные положения логики той теоретической науки, которая имеет своей целью адекватное отражение явлений реального мира в сознании людей

ГЛАВА 2

Структура, или форма, теоретической науки, выстраиваемой в виде единой всеобщей аксиоматической теории, и структура, или форма, различных ее частей. Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга различных составных частей единой всеобщей аксиоматической теории

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 2

ГЛАВА 3

Противоречие и непротиворечие. Виды противоречий и непротиворечий. Теоретическая истина и теоретическая ложь. Доказательство теоретической истинности и доказательство теоретической ложности. Виды теоретических истин и теоретической лжи. Виды теоретических доказательств

ГЛАВА 4

Классификация теоретичекских логических выводов. Домысливаемые и недомысливаемые слова, словосочетания и знаки. Классификация аксиомных и выводных теорем. Особенности процесса мышления в разных видах теорем

ГЛАВА 5

Чистая и нечистая теоретическая наука. Язык чистой теоретической науки. Наиболее характерные особенности языка чистой теоретической науки. Понимаемый и непонимаемый язык теоретической науки. Цели развития языка чистой теоретической науки. Прозрачная и непрозрачная теоретическая наука. Вопросно-ответная аксиоматическая теоретическая наука

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 3

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ГЛАВА 6

Первое послание в научные, образовательные и иные учреждения Республики Беларусь, а также в редакции ряда научных журналов. Ответы на него. Авторские комментарии ответов на первое послание и сопровождающие их статьи

ГЛАВА 7

Второе послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы на это послание. Авторские комментарии и предложения оппонентам и рецензентам

ГЛАВА 8

Третье послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы и неответы на это послание

ГЛАВА 9

Четвёртое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 10

Взаимосвязь нравственных и логических оснований науки. Некоторые обобщающие выводы и предложения

КНИГА 4

ГЛАВА 11

Необходимое дополнение к сказанному

ГЛАВА 12

Пятое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 13

Практика как один из критериев истинности и правдивости. Соответствие изложенного в работе «Основы логики теоретической науки» данному критерию

ГЛАВА 14

Одна из первопричин многих научных проблем, несовершенства ряда областей познания, теорий и работ, претендующих на научный статус

ГЛАВА 15

Ещё одно послание в научно – образовательные учреждения Беларуси. Ответы на него и на письмо в Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь от 12.05.2009

ГЛАВА 16

Некоторые обобщения

Обращение

 

 

Скачать книгу целиком

 

Контактная информация

Свои предложения, замечания, рецензии, отзывы, комментарии прошу высылать по адресу: 212003, Республика Беларусь, г. Могилёв, а/я 20, а также вы можете связаться со мной по телефону: (+375 29) 5449345 и (8 0222) 314954.

d.17     ДИЛЕММНО-ПРИЧИННАЯ ВЫВОДНАЯ ТЕОРЕМА. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ОФОРМЛЕНИЯ В ГРАНИЦАХ ДИЛЕММНО-ПРИЧИННОЙ ВЫВОДНОЙ ТЕОРЕМЫ.

 

Обоснование необходимости рассмотрения вопроса теоремы этой теоретической статьи.

В данной работе выводные положения излагаются в виде ответов либо на дилеммно-причинные, либо на недилеммно-причинные, либо на конкретные определительно-причинные теоретические вопросы. Исходя из этого, можно выделить соответствующие виды выводных теорем и дать им названия и определения. Наименование и определение одного из видов выводных теорем мы установим в нижеизложенной теореме.

 

Определительно-причинная аксиомная теорема d.17

Что такое дилеммно-причинная выводная теорема  (как один из видов выводных теорем)?

Ответ на вопрос теоремы.

Дилеммно-причинная выводная теорема (как один из видов выводных теорем) – это выводная теорема, в которой выводной неопределяющий закон теоретической науки излагается в виде ответа на дилеммно-причинный теоретический вопрос. (Аксиоматический определяющий закон теоретической науки, аксиоматическое теоретическое определение. Аксиоматическая истина.)

 

Все дилеммно-причинные теоремы являются выводными. Поэтому они, кроме вопроса и ответа, содержат в себе те рассуждения, исходя из которых обосновываются поясняющие части их ответов.

И для того чтобы осуществить правильный выбор поясняющей части ответа на дилеммно-причинный теоретический вопрос,  а также оформить дилеммно-причинную выводную теорему в соответствии с правилами логики теоретической науки:

во-первых, необходимо, чтобы вопрос этой теоремы был максимально понятным в контексте теоретической науки, благодаря включению в его состав как можно большего числа явных теоретических понятий, т.е. понятий, имеющих определения в виде исходных или выводных утверждений теоретической науки (статьи а.48, а.49);

во-вторых, необходимо, чтобы процесс формулирования ответа осуществлялся с учетом понимания того, что все реальные явления обладают свойствами непротиворечивости, тождественности и нетождественности и что все они находятся в определенных причинно-следственных связях  друг с другом (статьи а.10, а.26, а.27, а.28);

в-третьих, необходимо, чтобы ответ на  каждый вопрос формулировался в процессе  визуального (чувственного) и мысленного сопоставления друг с другом тех явлений реальности, между которыми в ответе должна быть установлена определенная причинно-следственная связь;

в-четвертых, необходимо, чтобы каждый выводной ответ излагался с учетом определений понятий «выводная теоретическая истина» и «доказательство теоретической истинности выводного ответа» (статья с.6);

в-пятых, необходимо соблюдать правило выделения поясняющей части теоретического ответа на дилеммный теоретический вопрос, а также выделения обоих возможных вариантов поясняющей части ответа в самом полном дилеммном теоретическом вопросе (статья d.15); т.к. дилеммный вопрос входит в состав сложного дилеммно-причинного теоретического вопроса, а ответ на дилеммный вопрос является частью ответа на весь дилеммно-причинный теоретический вопрос;

в-шестых, необходимо выполнять правила выделения установленных и неустановленных специфических и общеупотребляемых теоретических понятий, а также производных от них частей речи и соответствующих им местоимений в вопросах теорем (статья е.6);

в-седьмых, необходимо соблюдать правило выделения недомысливаемых слов, словосочетаний и знаков в рамках выводной теоремы (статья d.13);

в-восьмых, необходимо выполнять правило выделения домысливаемых слов, словосочетаний и знаков в рамках выводной теоремы (статья d.13).

Поскольку все дилеммно-причинные теоретические вопросы в работе понимаемы по тем же причинам, на которых мы остановились выше при анализе вопроса теоремы а.45.2 в статье d.16, то здесь не будем разбирать дилеммно-причинные теоретические вопросы с целью установления уровня их понимаемости. А продолжим разговор об особенностях процесса мышления в рамках дилеммно-причинной выводной теоремы, обратившись к определению понятия «дилеммно-причинный теоретический вопрос».

Определение этого понятия, сформулированное в теореме в.26.1, гласит: «Дилеммно-причинный теоретический вопрос – это сложный теоретический вопрос, состоящий из двух простых теоретических вопросов, первый из которых является полным дилеммным теоретическим вопросом, содержащим в себе оба возможных противоположных друг другу варианта ответа на себя самого, а второй –явным причинным теоретическим вопросом, требующим обосновать выбор в пользу одного из двух возможных противоположных друг другу вариантов ответа на первый вопрос».

Теперь, отталкиваясь от вышеизложенного определения понятия «дилеммно-причинный теоретический вопрос», рассмотрим теорему а.8.2 с целью исследования процесса мышления при обосновании и формулировании ответа на вопрос дилеммно-причинной выводной теоремы.

Дилеммно-причинная выводная теорема а.8.2

Всякое или не всякое реальное явление адекватно отражается в сознании людей только в процессе установления тех свойств, которые ему принадлежат, и в процессе сопоставления его свойств со свойствами других реальных явлений, и почему в процессе вышеназванного установления и сопоставления свойств всякое или не всякое реальное явление адекватно отражается в сознании людей?

Обоснование выводного теоретического положения, или теоретический логический вывод.

В аксиоматическом законе, сформулированном в теореме а.8.1, установлено, что любое реальное явление представляет собой совокупность реальных свойств, ему принадлежащих.

Из этого закона следует такой ответ на вопрос теоремы.

Всякое реальное явление адекватно отражается в сознании людей только в процессе установления тех свойств, которые ему принадлежат, и в процессе сопоставления его свойств со свойствами других реальных явлений, потому что любое реальное явление представляет собой совокупность реальных свойств, ему принадлежащих. (Выводной неопределяющий закон теоретической науки. Выводная теоретическая истина.)

 

На сложный вопрос этой теоремы, состоящий из двух простых вопросов, дается и сложный ответ, состоящий из двух частей. Рассмотрим состав данного сложного ответа.

Для этого вначале воспроизведем его первую часть: «Всякое реальное явление адекватно отражается в сознании людей только в процессе установления тех свойств, которые ему принадлежат, и в процессе сопоставления его свойств со свойствами других реальных явлений».

Эта часть является ответом на первый, дилеммный, вопрос сложного вопроса теоремы. И данный дилеммный теоретический вопрос звучит так: «Всякое или не всякое реальное явление адекватно отражается в сознании людей только в процессе установления тех свойств, которые ему принадлежат, и в процессе сопоставления его свойств со свойствами других реальных явлений?».

Ответ на этот дилеммный теоретический вопрос состоит из поясняемой части, заключенной в словах: «…реальное явление адекватно отражается в сознании людей только  в процессе установления тех свойств, которые ему принадлежат, и в процессе сопоставление его свойств со свойствами других реальных явлений», и из поясняющей части, заключенной в слове «всякое».

Вторая часть ответа на дилеммно-причинный вопрос теоремы а.8.2 гласит: «…потому что любое реальное явление представляет  собой совокупность реальных свойств, ему принадлежащих».

Эта часть является поясняющей частью ответа на второй, причинный, вопрос сложного вопроса теоремы а.8.2. И данный причинный вопрос звучит так: «И почему в процессе вышеназванного установления и сопоставления свойств всякое или не всякое реальное явление адекватно отражается в сознании людей?».

Поясняемая часть ответа на этот причинный вопрос состоит из следующих слов и знаков, составляющих ответ на первый, дилеммный вопрос теоремы а.8.2: «Всякое реальное явление адекватно отражается в сознании людей только в процессе установления тех свойств, которые ему принадлежат, и в процессе сопоставления его свойств со свойствами других реальных явлений».

На примере дилеммно-причинной выводной теореме а.8.2 мы видим  выполнение тех правил логики теоретической науки, которые в данном классе теорем должны выполняться и которые требуют:

подчеркивания штрихпунктиром поясняющей части теоретического ответа на дилеммный теоретический вопрос, а также подчеркивания штрихпунктиром обоих возможных вариантов поясняющей части ответа в самом дилеммном теоретическом вопросе (статья d.15);

набора жирным шрифтом установленных специфических и общеупотребляемых теоретических понятий, а также производных от них частей речи и соответствующих им местоимений и которые требуют набора курсивом неустановленных специфических и общеупотребляемых теоретических понятий, а также производных от них частей речи и соответствующих  им местоимений в вопросе теоремы (статья е.6);

выделять полужирным курсивом все недомысливаемые слова, словосочетания и знаки как в поясняющей части ответа, так и в составе тех ранее установленных теоретических утверждений, на которые в выводе делается ссылка при обосновании определенного варианта поясняющей части ответа (статья d.13).

Поскольку в поясняющей части ответа на вопрос теоремы а.8.2, следующей после слов «потому что», нет домысливаемых слов, словосочетаний и знаков, то в этой теореме нет нужды и возможности выполнить правило выделения домысливаемых слов, словосочетаний и знаков, требующее подчеркивать эти слова и знаки сплошной чертой как в составе поясняющей части ответа, так и в составе тех рассуждений, в которых эта часть обосновывается.

Ответ на вопрос в выводной теореме, в том числе в теореме а.8.2, должен обосновываться, прежде всего, исходя из ранее установленных положений теоретической науки. Поэтому апелляция к определенным ранее установленным теоретическим утверждениям является отличительной особенностью процесса мышления в рамках дилеммно-причинной выводной теоремы при поиске и обосновании верного ответа на ее вопрос.

При формулировании ответа на вопрос дилеммно-причинной выводной теоремы мы также должны учитывать, что он обязан согласовываться с теми теоретическим ответами на иные теоретические вопросы, которые подпадают под определение понятия «выводная теоретическая истина» (теорема с.6.1).

Обратившись к дилеммно-причинным выводным теоремам а.8.2, а.13.1, а.13.2, а.15.1, а.15.2, а.18, а.23.2, а.28, а.37, а.42, а.44, а.45.1, а.45.3, а.47, b.14.1, b.14.2, b.14.3, b.14.4, b.15.4, b.15.5, b.16.4, b.16.5, b.17, b.30, b.34, с.11.2, (итого 26), можно рассмотреть конкретные примеры соблюдения изложенных здесь требований, предъявляемых к процессу мышления в рамках дилеммно-причинных выводных теорем и к оформлению этих теорем с учетом указанных выше правил логики теоретической науки.

В дилеммно-причинных выводных теоремах а.13.1, а.13.2, в.17 в составе поясняющей части ответа на вопрос теоремы и в составе тех рассуждений, из которых эта часть следует, есть как недомысливаемые слова, словосочетания и знаки, набранные полужирным курсивом, так и домысливаемые, подчеркнутые сплошной чертой.

В остальных дилеммно-причинных выводных теоремах поясняющая часть ответа на вопрос теоремы, следующая после слов «потому что», состоит только из тех недомысливаемых слов, словосочетаний и знаков, на которые в ходе вывода делается ссылка и которые выделяются полужирным курсивом как в составе поясняющей части ответа, так и в составе тех рассуждений, в которых данная часть ответа обосновывается.

Благодаря неукоснительному выполнению тех правил логики теоретической науки, которые указаны выше, процесс мышления в рамках дилеммно-причинных выводных теорем является понятным и абсолютно прозрачным, а потому и легко проверяемым на предмет его верности. Поэтому данные правила следует выполнять обязательно.