Русин Владимир Васильевич. ОСНОВЫ ЛОГИКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

КНИГА 1

ГЛАВА 1

Основные положения логики той теоретической науки, которая имеет своей целью адекватное отражение явлений реального мира в сознании людей

ГЛАВА 2

Структура, или форма, теоретической науки, выстраиваемой в виде единой всеобщей аксиоматической теории, и структура, или форма, различных ее частей. Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга различных составных частей единой всеобщей аксиоматической теории

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 2

ГЛАВА 3

Противоречие и непротиворечие. Виды противоречий и непротиворечий. Теоретическая истина и теоретическая ложь. Доказательство теоретической истинности и доказательство теоретической ложности. Виды теоретических истин и теоретической лжи. Виды теоретических доказательств

ГЛАВА 4

Классификация теоретичекских логических выводов. Домысливаемые и недомысливаемые слова, словосочетания и знаки. Классификация аксиомных и выводных теорем. Особенности процесса мышления в разных видах теорем

ГЛАВА 5

Чистая и нечистая теоретическая наука. Язык чистой теоретической науки. Наиболее характерные особенности языка чистой теоретической науки. Понимаемый и непонимаемый язык теоретической науки. Цели развития языка чистой теоретической науки. Прозрачная и непрозрачная теоретическая наука. Вопросно-ответная аксиоматическая теоретическая наука

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 3

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ГЛАВА 6

Первое послание в научные, образовательные и иные учреждения Республики Беларусь, а также в редакции ряда научных журналов. Ответы на него. Авторские комментарии ответов на первое послание и сопровождающие их статьи

ГЛАВА 7

Второе послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы на это послание. Авторские комментарии и предложения оппонентам и рецензентам

ГЛАВА 8

Третье послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы и неответы на это послание

ГЛАВА 9

Четвёртое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 10

Взаимосвязь нравственных и логических оснований науки. Некоторые обобщающие выводы и предложения

КНИГА 4

ГЛАВА 11

Необходимое дополнение к сказанному

ГЛАВА 12

Пятое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 13

Практика как один из критериев истинности и правдивости. Соответствие изложенного в работе «Основы логики теоретической науки» данному критерию

ГЛАВА 14

Одна из первопричин многих научных проблем, несовершенства ряда областей познания, теорий и работ, претендующих на научный статус

ГЛАВА 15

Ещё одно послание в научно – образовательные учреждения Беларуси. Ответы на него и на письмо в Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь от 12.05.2009

ГЛАВА 16

Некоторые обобщения

Обращение

 

 

Скачать книгу целиком

 

Контактная информация

Свои предложения, замечания, рецензии, отзывы, комментарии прошу высылать по адресу: 212003, Республика Беларусь, г. Могилёв, а/я 20, а также вы можете связаться со мной по телефону: (+375 29) 5449345 и (8 0222) 314954.

b.23 ЯВНЫЙ И НЕЯВНЫЙ ПРИЧИННЫЙ НЕДИЛЕММНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

 

Обоснование необходимости рассмотрения вопросов теорем этой теоретической статьи.

Выше установлено, что в состав причинного недилеммного теоретического вопроса может входить либо вопросительное местоимение «почему», либо вопросительное сочетание местоимений «что такое». На этом основании весь класс причинных недилеммных теоретических вопросов можно поделить на два подкласса и дать каждому из этих подклассов соответствующее ему название и определение, что мы и сделаем ниже.

 

 Определительно-причинная выводная теорема b.23.1

 Что такое явный причинный недилеммный теоретический вопрос, или явный причинный теоретический вопрос (как один из двух противоположных друг другу видов всех причинных недилеммных теоретических вопросов)?

 Обоснование выводного теоретического положения, или теоретический логический вывод.

 Из определения понятия «причинный недилеммный теоретический вопрос», сформулированного в теореме b.22.2, следует, что есть причинные недилеммные теоретические вопросы, содержащие в себе вопросительное местоимение «почему» (отчего) и требующие установить в ответах на них, по какой причине существуют те или иные явления. Такие причинные недилеммные теоретические вопросы мы назовем явными.

 Отсюда следует такой ответ на вопрос теоремы.

Явный причинный недилеммный теоретический вопрос, или явный причинный теоретический вопрос (как один из двух противоположных друг другу видов всех причинных недилеммных теоретических вопросов) - это причинный недилеммный теоретический вопрос, содержащий в себе вопросительное местоимение «почему» (отчего) и требующий установить в ответе на него, по какой причине существует некоторое явление. (Выводной определяющий закон теоретической науки, выводное теоретическое определение. Выводная теоретическая истина.)

 

Определительно-причинная выводная теорема b.23.2

Что такое неявный причинный недилеммный теоретический вопрос, или определительно-причинный теоретический вопрос (как один из двух противоположных друг другу видов всех причинных недилеммных теоретических вопросов)?

Обоснование выводного теоретического положения, или теоретический логический вывод.

Из определения понятия «причинный недилеммный теоретический вопрос», сформулированного в теореме b.22.2, следует, что имеются причинные недилеммные теоретические вопросы, содержащие в себе вопросительное сочетание местоимений «что такое» (кто такой) и требующие установить в ответах на них, по какой причине существуют те или иные явления. Такие причинные недилеммные теоретические вопросы мы назовем неявными причинными недилеммными теоретическими вопросами, или определительно-причинными теоретическими вопросами.

 

Отсюда следует такой ответ на вопрос теоремы.

Неявный причинный недилеммный теоретический вопрос, или определительно-причинный теоретический вопрос (как один из двух противоположных друг другу видов всех причинных недилеммных теоретических вопросов) - это причинный недилеммный теоретический вопрос, содержащий в себе вопросительное сочетание местоимений «что такое» (кто такой) и требующий установить в ответе на него, по какой причине существует некоторое явление. (Выводной определяющий закон теоретической науки, выводное теоретическое определение. Выводная теоретическая истина.)

 

Примеры явных причинных теоретических вопросов.

1.   Почему тождественные ответы на один и тот же теоретический вопрос об одном и том же явлении не делают единую всеобщую теорию противоречивой в своих утверждениях? (теорема b.14.1)

2.   Почему в единой всеобщей теории тождественные ответы на один и тот же теоретический вопрос об одном и том же явлении допустимы? (теорема b.14.2)

3.   И почему именно так все вопросы делятся между собой по отношению к свойству «состоять из требовательной и смысловой частей вопроса»? (теорема b.7.1)

4.   Почему достаточные утверждения должны обязательно включаться в состав рассуждений, при помощи которых обосновывается или поясняется ответ на некоторый вопрос? (теорема b.15.4)

5.   Почему именно так делятся между собой все теоретические вопросы относительно свойства «иметь в своем составе вопросительные местоимения»? (теорема b.19.1)

Данные вопросы являются явными причинными теоретическими вопросами, потому что в состав каждого из них входит вопросительное местоимение «почему» и потому что каждый из них требует установить в ответе, по какой причине существует некоторое явление.

 

Примеры неявных причинных теоретических вопросов, или определительно-причинных теоретических вопросов.

1. Что такое ромб?

2. Что такое параллелограмм?

3. Что такое равнобедренный треугольник?

4. Что такое теоретическая истина?

5. Что такое теоретическая наука?

6. Что такое теоретическая логика?

7. Что такое теоретическая научная деятельность?

Вышеизложенные и все прочие вопросы, начинающиеся со слов «что такое» или «кто такой», являются неявными причинными вопросами, потому что в них вместо вопросительного местоимения «почему» употребляется вопросительное сочетание местоимений «что такое» или «кто такой».

Несмотря на то, что такие теоретические вопросы начинаются не с вопросительного местоимения «почему», а со слов «что такое» или «кто такой», они относятся к причинным теоретическим вопросам, потому что:

во-первых, ответы на них устанавливают ту причину, благодаря которой существуют явления определенного класса, и эта причина состоит в том, что все явления, входящие в некоторый класс, обладают такой совокупностью свойств, которая указывается в ответе на некоторый определительно-причинный теоретический вопрос, излагаемом в виде определения;

во-вторых, любой определительно-причинный теоретический вопрос, начинающийся со слов «что такое» или «кто такой», можно преобразовать в явный причинный вопрос, начинающийся с вопросительного местоимения «почему», оставив смысл такого преобразованного вопроса прежним.

Например, определительно-причинный теоретический вопрос: «Что такое ромб?» можно заменить явным причинным теоретическим вопросом: «Почему некоторый четырехугольник является ромбом?»

На вопрос: «Что такое ромб?» можно ответить: «Ромб - это четырехугольник, у которого все стороны равны друг другу». А на вопрос: «Почему некоторый четырехугольник является ромбом?» можно ответить: «Некоторый четырехугольник является ромбом, потому что у него все стороны равны друг другу».

Первый и второй ответы на вопросы: «Что такое ромб?» и «Почему некоторый четырехугольник является ромбом?» являются тождественными друг другу утверждениями единой всеобщей теории, потому что каждый из ответов утверждает, что некоторый четырехугольник является ромбом именно потому, что у него все стороны равны друг другу.

Мы можем любой определительно-причинный теоретический вопрос, начинающийся со слов «что такое» или «кто такой», преобразовать в явный причинный теоретический вопрос, начинающийся с вопросительного местоимения «почему», таким образом, что в результате ответы на оба вопроса будут представлять собой два таких тождественных друг другу утверждения теоретической науки, каждое из которых заявляет об одном и том же явлении то же самое, что и другое.

Следует иметь в виду, что любое определение, истинное в пределах единой всеобщей теории, представляет собой демонстрацию причинно-следственной связи между некоторым классом явлений и теми свойствами, на основании которых определенные индивидуальные явления некоторого рода объединяются в этот класс.

Так, треугольник только тогда остроугольный, когда у него все углы острые, и если у какого-то треугольника не все углы острые, то он неостроугольный. И некоторый треугольник потому тупоугольный, что у него есть тупой угол.

Именно потому, что любое определение, истинное в рамках теоретической науки, представляет собой демонстрацию вышеуказанной причинно-следственной зависимости между определенным классом явлений некоторого рода и теми свойствами, на основании которых этот класс образован, мы и можем преобразовать любой определительно-причинный теоретический вопрос, начинающийся со слов «что такое» или «кто такой», в явный причинный теоретический вопрос, начинающийся с вопросительного местоимения «почему». Если бы определение не представляло собой демонстрацию причинно-следственной взаимосвязи вышеуказанного рода, то вопрос, начинающийся со слов «что такое» или «кто такой», нельзя было бы преобразовать в вопрос, начинающийся с вопросительного местоимения «почему», без ущерба для его смысла.

Любой неявный причинный теоретический вопрос, т.е. любой определительно-причинный теоретический вопрос, начинающийся с вопросительного сочетания местоимений «что такое» или «кто такой», можно преобразовать в явный причинный теоретический вопрос, начинающийся с вопросительного местоимения «почему», оставив смысл вопроса прежним, что мы еще раз продемонстрируем в нижеизложенных примерах.

Первый пример.

1. Что такое равнобедренный треугольник?

Равнобедренный треугольник - это треугольник, у которого две стороны равны друг другу.

2. Почему некоторый треугольник является равнобедренным?

Некоторый треугольник является равнобедренным, потому что у него две стороны равны друг другу.

Второй пример.

1. Что такое всеобщий закон реальности?

Всеобщий закон реальности - это закон реальности, отражающий такую причинно-следственную связь между явлениями реальности, в которой находятся все явления реальности.

2. Почему некоторый закон реальности является всеобщим?

Некоторый закон реальности является всеобщим, потому что он отражает такую причинно-следственную связь между явлениями реальности, в которой находятся все явления реальности.

Третий пример.

1. Что такое прямоугольный треугольник?

Прямоугольный треугольник - это треугольник, у которого один угол прямой.

2. Почему некоторый треугольник является прямоугольным?

Некоторый треугольник является прямоугольным, потому что у него есть прямой угол.

Мы видим, что смысл каждой отдельной пары вышеприведенных вопросов один и тот же, а потому и смысл каждой соответствующей им пары верных ответов на данные вопросы также один и тот же.

Итак, определительно-причинный теоретический вопрос, или неявный причинный теоретический вопрос, начинающийся со слов «что такое» или «кто такой», есть один из двух противоположных друг другу видов всех причинных теоретических вопросов.