Русин Владимир Васильевич. ОСНОВЫ ЛОГИКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

КНИГА 1

ГЛАВА 1

Основные положения логики той теоретической науки, которая имеет своей целью адекватное отражение явлений реального мира в сознании людей

ГЛАВА 2

Структура, или форма, теоретической науки, выстраиваемой в виде единой всеобщей аксиоматической теории, и структура, или форма, различных ее частей. Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга различных составных частей единой всеобщей аксиоматической теории

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 2

ГЛАВА 3

Противоречие и непротиворечие. Виды противоречий и непротиворечий. Теоретическая истина и теоретическая ложь. Доказательство теоретической истинности и доказательство теоретической ложности. Виды теоретических истин и теоретической лжи. Виды теоретических доказательств

ГЛАВА 4

Классификация теоретичекских логических выводов. Домысливаемые и недомысливаемые слова, словосочетания и знаки. Классификация аксиомных и выводных теорем. Особенности процесса мышления в разных видах теорем

ГЛАВА 5

Чистая и нечистая теоретическая наука. Язык чистой теоретической науки. Наиболее характерные особенности языка чистой теоретической науки. Понимаемый и непонимаемый язык теоретической науки. Цели развития языка чистой теоретической науки. Прозрачная и непрозрачная теоретическая наука. Вопросно-ответная аксиоматическая теоретическая наука

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 3

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ГЛАВА 6

Первое послание в научные, образовательные и иные учреждения Республики Беларусь, а также в редакции ряда научных журналов. Ответы на него. Авторские комментарии ответов на первое послание и сопровождающие их статьи

ГЛАВА 7

Второе послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы на это послание. Авторские комментарии и предложения оппонентам и рецензентам

ГЛАВА 8

Третье послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы и неответы на это послание

ГЛАВА 9

Четвёртое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 10

Взаимосвязь нравственных и логических оснований науки. Некоторые обобщающие выводы и предложения

КНИГА 4

ГЛАВА 11

Необходимое дополнение к сказанному

ГЛАВА 12

Пятое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 13

Практика как один из критериев истинности и правдивости. Соответствие изложенного в работе «Основы логики теоретической науки» данному критерию

ГЛАВА 14

Одна из первопричин многих научных проблем, несовершенства ряда областей познания, теорий и работ, претендующих на научный статус

ГЛАВА 15

Ещё одно послание в научно – образовательные учреждения Беларуси. Ответы на него и на письмо в Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь от 12.05.2009

ГЛАВА 16

Некоторые обобщения

Обращение

 

 

Скачать книгу целиком

 

Контактная информация

Свои предложения, замечания, рецензии, отзывы, комментарии прошу высылать по адресу: 212003, Республика Беларусь, г. Могилёв, а/я 20, а также вы можете связаться со мной по телефону: (+375 29) 5449345 и (8 0222) 314954.

     b.10 ПОЛНЫЙ И НЕПОЛНЫЙ ОТВЕТ. ПРАВИЛО ФОРМУЛИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОТВЕТА

 

Обоснование необходимости рассмотрения вопросов теорем этой теоретической статьи.

Выше установлено, из каких основных частей может состоять ответ. Но нужно также выяснить: всегда ли он состоит из двух частей, и какие виды ответов в зависимости от их состава существуют. С этой целью рассмотрим нижеприведенные теоремы.

 

Определительно-причинная выводная теорема b.10.1.

Что такое полный ответ (как один из двух противоположных друг другу видов всех ответов)?

Обоснование выводного теоретического положения, или теоретический логический вывод.

В теоремах b.9.1 и b.9.2 установлено, что в составе ответа может быть поясняемая часть и поясняющая часть. Ответ, состоящий из этих двух частей, мы назовем полным.

Отсюда такой ответ на вопрос теоремы.

Полный ответ (как один из двух противоположных друг другу видов всех ответов) - это ответ, состоящий из поясняемой и поясняющей частей ответа. (Выводной определяющий закон теоретической науки, выводное теоретическое определение. Выводная теоретическая истина.)

 

Определительно-причинная выводная теорема b.10.2

Что такое неполный ответ (как один из двух противоположных друг другу видов всех ответов)?

Обоснование выводного теоретического положения, или теоретический логический вывод.

Вид ответов, называемый понятием «неполный ответ», будет нами рассматриваться как вид, противоположный  по своим свойствам виду, именуемому понятием «полный ответ», определение которого сформулировано в теореме b.10.1. Значит, неполный ответ должен представлять собой такой ответ, который отличается  от полного тем, что он состоит только из одной какой-то части ответа. Поскольку поясняемая часть ответа является не более чем смысловой частью того вопроса, на который ответ дан, то очевидно, что ответ на вопрос не может быть равен своей поясняемой части, так как такого рода ответ не будет иметь никакого смысла.  Следовательно, неполный ответ может состоять только из поясняющей части.

Отсюда следует такой ответ на вопрос теоремы.

Неполный ответ (как один из двух противоположных друг другу видов всех ответов) - это ответ, состоящий только из поясняющей части. (Выводной определяющий закон теоретической науки, выводное теоретическое определение. Выводная теоретическая истина.)

 

Примеры полных ответов.

Первый пример.

Вопрос: «Познаваем или непознаваем непротиворечивый мир, и почему он познаваем или непознаваем?» (теорема а.15.1).

Ответ: «Непротиворечивый мир познаваем, потому что мир, в котором все явления непротиворечивы, можно познать в процессе установления свойств его явлений и в процессе сопоставления свойств одних его явлений со свойствами других его явлений».

Поясняемая часть этого ответа равна смысловой части того вопроса, на который он дан. И она заключена в следующих словах и знаках письменного русского языка: «Непротиворечивый мир познаваем...»

Как видите, в поясняемой части сохранены все слова и иные знаки письменного русского языка, которые входят в состав смысловой части того вопроса, на который ответ изложен (см. этот вопрос). И в нем по сравнению со смысловой частью того вопроса, на который ответ дан, отсутствует лишь слово «непознаваем», ибо в ответе сделан выбор в пользу положительного варианта ответа на данный дилеммно-причинный теоретический вопрос.

В поясняемую часть ответа не входят слова и знаки требовательной части того вопроса, на который ответ дан, т.е. в нее не входит вопросительное местоимение «почему» и не входит вопросительный знак. Что и предусмотрено определением понятия «поясняемая часть ответа» (см. теорему b.9.1).

Поясняющая часть приведенного в этом примере ответа состоит из придаточного предложения: «...потому что мир, в котором все явления непротиворечивы, можно познать в процессе установления свойств его явлений и в процессе сопоставления свойств одних его явлений со свойствами других его явлений».

Это поясняющее придаточное предложение обосновывает поясняемую часть ответа на вопрос, изложенный в данном примере.

Второй пример.

Вопрос: «Ты хорошо себя чувствуешь?»

Ответ: «Я хорошо себя чувствую».

Этот ответ полный, потому что он состоит из поясняемой и поясняющей частей.

Поясняемая часть ответа состоит из смысловой части того вопроса, на который он изложен. И она включает в себя все слова и знаки смысловой части этого вопроса, а именно: «Я хорошо себя чувствую...» В поясняемой части ответа по сравнению со смысловой частью того вопроса, на который он дан, изменено лишь второе лицо местоимения «ты» на первое лицо этого местоимения «я». Это изменение лица данного местоимения произведено в соответствии с нормами русского языка, на котором изложены приведенные здесь вопрос и ответ. Но в состав поясняемой части ответа не включена требовательная часть того вопроса, на который ответ дан, состоящая в данном случае только из вопросительного знака. Потому что требовательная часть вопроса не входит в состав поясняемой части полного ответа, о чем гласит определение понятия «поясняемая часть ответа» (см. теорему а. 9.1). Поясняющая часть ответа во втором примере состоит только из знака пунктуации, именуемого точкой. И знак пунктуации, называемый точкой, ставится в конце того предложения, из которого данный ответ состоит. В устном языке точку в конце ответа заменяет утвердительная интонация.

Если требовательная часть вопроса, на который изложен полный ответ, состоит только из вопросительного знака, то поясняющая часть полного ответа всегда будет состоять из точки в конце ответа. А также она может включать в себя союз «да» при условии, если ответ положительный, а если он отрицательный, то в его состав будет входить отрицательная частица «не», или отрицательная приставка «не», а также может входить,  дополнительно, отрицательный союз «нет».

Если бы полный ответ на приведенный во втором примере вопрос был отрицательным, то он мог бы быть изложен в следующих двух вариантах.

1.Я нехорошо себя чувствую.

2.Нет, я нехорошо себя чувствую.

Второй же вариант полного положительного ответа на этот вопрос может быть такой: «Да, я хорошо себя чувствую». Этот вариант отличается от первого варианта положительного ответа включением в его состав положительного союза «да».

Третий пример.

Вопрос: «Сколько будет пятнадцать разделить на три?»

Ответ: «Пятнадцать разделить на три будет пять».

Поясняемая часть ответа в этом примере равна смысловой части того вопроса, на который ответ дан. И она изложена в следующих словах: «Пятнадцать разделить на три будет...». А поясняющая часть вышеизложенного ответа заключена в слове «пять» и в точке в конце того утвердительного предложения, из которого данный ответ состоит.

 

Итак, поясняемая часть полного ответа всегда равна смысловой части того вопроса, на который ответ дан.

А поясняющая часть полного ответа может состоять либо:

- из придаточного предложения, обосновывающего поясняемую часть, и точки в конце ответа;

- из одного или нескольких слов, обосновывающих поясняемую часть, и точки в конце ответа;

- из точки в конце ответа, а также из союза «да», если ответ положительный, и из союза «нет» и отрицательной частицы «не» или отрицательной приставки «не», если ответ отрицательный.

Примеры неполных ответов на поставленные вопросы.

Первый пример.

Вопрос: «Почему противоречивый мир непознаваем?»

Ответ: «Потому что мир, включающий  в себя явления, которым какие-то свойства принадлежат в какое-то время и в это  же  время  им  не  принадлежат, нельзя познать в процессе установления свойств его явлений и в процессе сопоставления свойств одних его явлений со свойствами других его явлений» (теорема а.15.2).

В этом примере ответ равен поясняющей части, так как в него не включен ни один знак его поясняемой части, т.е. в него не включен ни один знак смысловой части того вопроса, на который ответ дан. Поэтому этот ответ является неполным, и он понятен только в определенном контексте, в котором воспроизводится вопрос в паре с ответом.

Второй пример.

Вопрос: «Ты хорошо себя чувствуешь?»

Ответ: «Да».

В этом примере ответ равен поясняющей части, которая состоит из союза «да» и точки в конце утвердительного предложения. Ответ является неполным потому, что в него не входит поясняемая часть, состоящая из смысловой части того вопроса, на который он изложен. И поэтому этот неполный ответ является понятным только в определенном контексте, в котором воспроизводится не только ответ, но и вопрос, на который он дан.

Третий пример.

Вопрос: «Сколько будет пятнадцать разделить на три?»

Ответ: «Пять».

В этом примере ответ равен поясняющей части, которая состоит из числительного «пять» и точки в конце ответа. В ответ не входит поясняемая часть, равная смысловой части того вопроса, на который он дан. И поэтому ответ является неполным. И поэтому он понятен только в том контексте, в котором воспроизводится в паре с тем вопросом, на который дан.

В конце статьи отметим, что в языке, на котором формулируются вопросы и излагаются ответы, все знаки важны. Так знак вопроса в письменном русском языке, в котором частично, а иногда и полностью заключена требовательная часть вопросительного предложения, является таким же важным выразительным средством этого языка, как и слово. А в русском устном языке интонация предложения не менее важна, чем слова, входящие в его состав, так как именно интонация придает предложению вопросительный или утвердительный тон, от которого смысл предложения зависит не меньше, чем от содержания тех слов, которые включены в его состав.

Следует также отметить, что в теоретической науке все ответы обязаны быть полными, что мы и зафиксируем в нижеприведенном правиле.

Правило формулирования теоретического ответа.

        В теоретической науке каждый ответ должен быть полным, т.е. он должен состоять как из поясняемой, так и поясняющей части.

 

 В работе данное правило формулирования теоретического ответа выполняется во всех теоремах. В этом можно убедиться, обратившись к любому ответу, изложенному в той или иной теореме.

 Итак, запомните это правило формулирования теоретического ответа и неукоснительно его соблюдайте в процессе теоретической научной деятельности.