Русин Владимир Васильевич. ОСНОВЫ ЛОГИКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

КНИГА 1

ГЛАВА 1

Основные положения логики той теоретической науки, которая имеет своей целью адекватное отражение явлений реального мира в сознании людей

ГЛАВА 2

Структура, или форма, теоретической науки, выстраиваемой в виде единой всеобщей аксиоматической теории, и структура, или форма, различных ее частей. Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга различных составных частей единой всеобщей аксиоматической теории

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 2

ГЛАВА 3

Противоречие и непротиворечие. Виды противоречий и непротиворечий. Теоретическая истина и теоретическая ложь. Доказательство теоретической истинности и доказательство теоретической ложности. Виды теоретических истин и теоретической лжи. Виды теоретических доказательств

ГЛАВА 4

Классификация теоретичекских логических выводов. Домысливаемые и недомысливаемые слова, словосочетания и знаки. Классификация аксиомных и выводных теорем. Особенности процесса мышления в разных видах теорем

ГЛАВА 5

Чистая и нечистая теоретическая наука. Язык чистой теоретической науки. Наиболее характерные особенности языка чистой теоретической науки. Понимаемый и непонимаемый язык теоретической науки. Цели развития языка чистой теоретической науки. Прозрачная и непрозрачная теоретическая наука. Вопросно-ответная аксиоматическая теоретическая наука

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 3

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ГЛАВА 6

Первое послание в научные, образовательные и иные учреждения Республики Беларусь, а также в редакции ряда научных журналов. Ответы на него. Авторские комментарии ответов на первое послание и сопровождающие их статьи

ГЛАВА 7

Второе послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы на это послание. Авторские комментарии и предложения оппонентам и рецензентам

ГЛАВА 8

Третье послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы и неответы на это послание

ГЛАВА 9

Четвёртое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 10

Взаимосвязь нравственных и логических оснований науки. Некоторые обобщающие выводы и предложения

КНИГА 4

ГЛАВА 11

Необходимое дополнение к сказанному

ГЛАВА 12

Пятое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 13

Практика как один из критериев истинности и правдивости. Соответствие изложенного в работе «Основы логики теоретической науки» данному критерию

ГЛАВА 14

Одна из первопричин многих научных проблем, несовершенства ряда областей познания, теорий и работ, претендующих на научный статус

ГЛАВА 15

Ещё одно послание в научно – образовательные учреждения Беларуси. Ответы на него и на письмо в Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь от 12.05.2009

ГЛАВА 16

Некоторые обобщения

Обращение

 

 

Скачать книгу целиком

 

Контактная информация

Свои предложения, замечания, рецензии, отзывы, комментарии прошу высылать по адресу: 212003, Республика Беларусь, г. Могилёв, а/я 20, а также вы можете связаться со мной по телефону: (+375 29) 5449345 и (8 0222) 314954.

                   а.24     ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

Обоснование необходимости рассмотрения вопроса теоремы этой теоретической статьи.

В теоремах статей а.22 и а.23 мы выяснили, какие явления являются основами человеческого мышления, и установили зависимость выбора вида языка, на котором осуществляется мышление, и вида самого мышления, а также законов, правил и норм языка и мышления от цели, которую человек стремится достичь в какой-то деятельности. И теперь мы можем сформулировать определение понятия «человеческое мышление» с учетом выводов, сделанных в вышеназванных теоремах. При этом будем исходить из того, что человеческое мышление является одним из видов всех процессов жизнедеятельности человека, и именно с этих позиций будем его рассматривать в нижеизложенной теореме.

 

Определительно-причинная аксиомная теорема а.24

Что такое человеческое мышление (как один из видов процессов жизнедеятельности человека)?

Пояснение исходного положения.

Пояснение ответа на вопрос теоремы будем производить, исходя из следующих утверждений и сделанных из них выводов.

1.  Человеческое мышление представляет собой процесс жизнедеятельности человека, осуществляемый в ходе определенного вида человеческой деятельности и ориентированный на достижение той или иной поставленной перед человеком цели.

2.  Человеческое мышление есть не одноактный процесс, а процесс, состоящий из нескольких этапов. При этом первый этап человеческого мышления представляет собой процесс отражения в сознании человека не любых явлений, а именно определенных явлений реального мира, осуществляемый не произвольно, а исходя из той цели деятельности, которую человек ставит перед собой. И это отражение производится при помощи слов и иных символов того вида языка, который человек выбирает для достижения цели своей мыслительной деятельности.

3.  Второй этап человеческого мышления представляет собой процесс переработки слов и иных знаков избранного человеком вида языка мышления, который осуществляется по законам и правилам избранного человеком вида мышления. При этом процесс переработки слов и иных знаков некоторого вида языка производится исходя именно из той конкретной цели, которую человек ставит перед собой в определенном виде деятельности.

4. И, наконец, на следующем, третьем этапе человеческого мышления в сознании человека формируются словесные и иные знаковые миры, также создаваемые с учетом цели мыслительной деятельности человека и поэтому либо соответствующие какой-то картине действительности, либо не соответствующие действительности.

Из вышеизложенного следует такой ответ на вопрос теоремы.

Человеческое мышление (как один из видов процессов жизнедеятельности человека) — это процесс жизнедеятельности человека, осуществляемый в ходе определенного вида человеческой деятельности и состоящий из трех этапов, на первом из которых, исходя из цели деятельности человека, происходит отражение в его сознании определенных явлений реального мира при помощи слов и иных знаков того или иного избранного вида языка мышления, а на втором этапе, также исходя из цели его деятельности, в сознании человека происходит процесс переработки слов и иных знаков избранного вида языка мышления, который осуществляется по законам и правилам этого вида языка и по законам и правилам выбранного человеком вида мышления, в результате чего на третьем этапе в сознании человека формируются словесные и иные знаковые миры, также создаваемые с учетом цели деятельности человека и либо соответствующие какой-то картине действительности, либо несоответствующие действительности. (Аксиоматический определяющий закон теоретической науки, аксиоматическое теоретическое определение. Аксиоматическая теоретическая истина.)

 

Мы должны учитывать, что человеческое мышление всегда осуществляется на том или ином языке, и что в ходе него реальный мир отражается с помощью средств некоторого вида языка. Затем происходит процесс переработки информации, полученной в ходе отражения, который осуществляется с учетом цели деятельности человека. При этом надо иметь в виду, что сам процесс отражения явлений реального мира осуществляется с учетом цели деятельности человека и что цель деятельности определяет не только выбор законов, правил и норм некоторого вида мышления и некоторого вида языка мышления, что мы установили в теореме а.23, но также и выбор отражаемых явлений реальности, ибо для достижения той или иной цели деятельности всегда необходимо выбрать именно те явления, при помощи которых можно достичь желанной цели.

В процессе жизнедеятельности люди обычно не ставят перед собой цель адекватно отразить какие-то явления реального мира в своем сознании, а, как правило, преследуют цель достичь того или иного выгодного для них результата. И поэтому в соответствии с этой целью они осуществляют как выбор отражаемых явлений, так и выбор того или иного вида языка мышления и того или иного вида мышления, а также выбор законов, правил и норм мышления и языка. По этой причине одни и те же явления реальности при прочих равных условиях отражаются разными людьми во многих случаях по-разному, ибо процесс отражения ими этих явлений осуществляется с разных исходных позиций, т.е. исходя из разных целевых установок деятельности.

А отсюда следует, что для того, чтобы адекватно отразить некоторые явления реальности в своем сознании, необходимо, прежде всего, поставить перед собой именно эту цель и в процессе движения к ней абсолютно абстрагироваться от всех иных целей, т.е. на пути к истине человек должен забыть обо всем другом, а обязан думать только о том, как постичь истину. Только в этом случае та или иная картина реальности может быть адекватно отражена в сознании человека в результате мыслительной деятельности, ибо в этом случае человек будет искать, а найдя, использовать те законы и нормы мышления и языка, при помощи которых достигается адекватное отражение явлений действительности.