Русин Владимир Васильевич. ОСНОВЫ ЛОГИКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

КНИГА 1

ГЛАВА 1

Основные положения логики той теоретической науки, которая имеет своей целью адекватное отражение явлений реального мира в сознании людей

ГЛАВА 2

Структура, или форма, теоретической науки, выстраиваемой в виде единой всеобщей аксиоматической теории, и структура, или форма, различных ее частей. Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга различных составных частей единой всеобщей аксиоматической теории

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 2

ГЛАВА 3

Противоречие и непротиворечие. Виды противоречий и непротиворечий. Теоретическая истина и теоретическая ложь. Доказательство теоретической истинности и доказательство теоретической ложности. Виды теоретических истин и теоретической лжи. Виды теоретических доказательств

ГЛАВА 4

Классификация теоретичекских логических выводов. Домысливаемые и недомысливаемые слова, словосочетания и знаки. Классификация аксиомных и выводных теорем. Особенности процесса мышления в разных видах теорем

ГЛАВА 5

Чистая и нечистая теоретическая наука. Язык чистой теоретической науки. Наиболее характерные особенности языка чистой теоретической науки. Понимаемый и непонимаемый язык теоретической науки. Цели развития языка чистой теоретической науки. Прозрачная и непрозрачная теоретическая наука. Вопросно-ответная аксиоматическая теоретическая наука

ПОСЛЕСЛОВИЕ

КНИГА 3

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

ГЛАВА 6

Первое послание в научные, образовательные и иные учреждения Республики Беларусь, а также в редакции ряда научных журналов. Ответы на него. Авторские комментарии ответов на первое послание и сопровождающие их статьи

ГЛАВА 7

Второе послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы на это послание. Авторские комментарии и предложения оппонентам и рецензентам

ГЛАВА 8

Третье послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь. Ответы и неответы на это послание

ГЛАВА 9

Четвёртое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 10

Взаимосвязь нравственных и логических оснований науки. Некоторые обобщающие выводы и предложения

КНИГА 4

ГЛАВА 11

Необходимое дополнение к сказанному

ГЛАВА 12

Пятое послание в научные и образовательные учреждения Республики Беларусь

ГЛАВА 13

Практика как один из критериев истинности и правдивости. Соответствие изложенного в работе «Основы логики теоретической науки» данному критерию

ГЛАВА 14

Одна из первопричин многих научных проблем, несовершенства ряда областей познания, теорий и работ, претендующих на научный статус

ГЛАВА 15

Ещё одно послание в научно – образовательные учреждения Беларуси. Ответы на него и на письмо в Высшую аттестационную комиссию Республики Беларусь от 12.05.2009

ГЛАВА 16

Некоторые обобщения

Обращение

 

 

Скачать книгу целиком

 

Контактная информация

Свои предложения, замечания, рецензии, отзывы, комментарии прошу высылать по адресу: 212003, Республика Беларусь, г. Могилёв, а/я 20, а также вы можете связаться со мной по телефону: (+375 29) 5449345 и (8 0222) 314954.

                  а.22     ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Обоснование необходимости рассмотрения вопросов теорем этой теоретической статьи.

В теореме а.21 мы установили, что непротиворечивое мышление является единственным видом мышления, способным адекватно отразить в сознании людей непротиворечивые явления реальности. Однако непротиворечивое мышление является далеко не единственным видом человеческого мышления и существуют иные его виды, в частности противоречивое, которое является противоположным по отношению к непротиворечивому мышлению. Но прежде чем изучать отличительные особенности различных видов мышления, и в том числе непротиворечивого, необходимо разобраться в том, что есть человеческое мышление вообще, т.е. определиться с родовым понятием. А для того чтобы установить наиболее характерные особенности человеческого мышления, которые должны быть отражены в определении понятия «человеческое мышление», надо прояснить основы этого мышления, т.е. необходимо выяснить, при соблюдении каких условий возможно человеческое мышление и почему вне этих условий оно неосуществимо. Для этого сначала определимся с вводимым в научный оборот термином «основа человеческого мышления». С этой целью рассмотрим следующую теорему.

 

Определительно-причинная аксиомная теорема   а.22.1

Что такое основа человеческого мышления (как реальное явление)?

Ответ на вопрос теоремы.

Основа человеческого мышления (как реальное явление) — это реальное явление, без которого человеческое мышление невозможно. (Аксиоматический определяющий закон теоретической науки, аксиоматическое теоретическое определение. Аксиоматическая теоретическая истина.)

 

Теперь, когда мы знаем, что такое основа человеческого мышления,  следует выяснить: без каких именно явлений невозможно человеческое мышление. Что мы и сделаем в нижеизложенных теоремах.

 

 

 

Дилеммная аксиомная теорема а.22.2

Возможно или невозможно человеческое мышление без человеческого разума, представляющего собой аппарат, при помощи соответствующих органов которого происходит отражение определенной информации о реальных явлениях и внутри которого происходит сам процесс переработки информации об отражаемых действительных явлениях, т.е. внутри которого происходит сам процесс человеческого мышления?

Ответ на вопрос теоремы.

Человеческое мышление невозможно без человеческого разума, представляющего собой аппарат, при помощи соответствующих органов которого происходит отражение определенной информации о реальных явлениях, и внутри которого происходит сам процесс переработки информации об отражаемых действительных явлениях, т.е. внутри которого происходит сам процесс человеческого мышления. (Аксиоматический неопределяющий закон теоретической науки. Аксиоматическая теоретическая истина.)

 

Для того чтобы человеческое мышление было возможно, необходим некий аппарат, отражающий при помощи соответствующих органов чувств явления реальности и осуществляющий сам процесс человеческого мышления.  Такой аппарат у человека имеется, и его обычно именуют человеческим мозгом, но мы не будем употреблять этот термин в своих рассуждениях, а будем считать, что мышление осуществляется именно человеческим разумом. Сам же мозг будем рассматривать как орган, который используется разумом, присущим душе, в процессе ее жизни в человеческом теле. Естественно, чем совершеннее мозг и органы чувств человека, тем большие возможности у человеческого разума.

У человека также имеются соответствующие органы чувств, отражающие определенную информацию о различных явлениях реальности. К этим органам относятся: органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вестибулярный аппарат и, возможно, еще какие-то органы. Но поскольку выявление всех этих органов, отражающих ту или иную информацию о действительных явлениях, и описание того, каким образом эта информация данными органами считывается, а затем перерабатывается человеческим разумом, не является одной из целей работы, то мы не будем здесь на этих вопросах подробно останавливаться, а ограничимся лишь констатацией того факта, который представляет для нас в данном случае непосредственный интерес и который изложен в вышесформулированном аксиоматическом законе теоретической логики.

Итак, первое, что необходимо для того, чтобы мыслить, — это разум. Не будет разума — не будет и мышления, ибо нечем будет мыслить.

 

Дилеммная аксиомная теорема а.22.3

Возможно или невозможно человеческое мышление без реального мира как первоисточника той информации о различных явлениях этого мира, которая перерабатывается человеческим разумом в процессе человеческого мышления?

Ответ на вопрос теоремы.

Человеческое мышление невозможно без реального мира как первоисточника той информации о различных явлениях этого мира, которая перерабатывается человеческим разумом в процессе человеческого мышления. (Аксиоматический неопределяющий закон теоретической науки. Аксиоматическая теоретическая истина.)

 

Разум человека должен иметь то, что является первичным про­дуктом его переработки. В роли такого первичного продукта переработки, которым разум, образно говоря, питается, выступает реальный мир, взятый в различных проявлениях. Если бы не было реального мира, то человеческому разуму просто нечего было бы осмысливать, т.е. человеку не о чем было бы думать. Следовательно, наличие реального мира является вторым непременным условием возможности человеческого мышления.

Дилеммная аксиомная теорема а.22.4

Возможно или невозможно человеческое мышление без языка слов или без языка иных знаков, при помощи которого осуществляются все необходимые операции в ходе человеческого мышле­ния?

Ответ на вопрос теоремы.

Человеческое мышление невозможно без языка слов или без языка иных знаков, при помощи которого осуществляются все необходимые операции в ходе человеческого мышления. (Аксиоматический неопределяющий закон теоретической науки. Аксиоматическая теоретическая истина).

 

Мы должны иметь в виду, что слово является основным знаком человеческого языка, при помощи которого осуществляется процесс человеческого мышления. Известно, что другие живые существа, среди которых в этом мире живет человек, способны мыслить, но их мышление осуществляется без использования языка слов, оно осуществляется на языке иных знаков. Человек отличается от всех других мыслящих земных существ именно тем, что он думает на языке слов. И роль слова в человеческом языке и в процессе человеческого мышления столь велика, что можно утверждать, что без слова нет именно человеческого языка и нет именно человеческого мышления. И хотя в некоторых случаях процесс человеческого мышления может происходить на языке иных знаков, например музыкальных нот и иных музыкальных знаков, все же язык слов — это основной человеческий язык.

Итак, язык слов или язык каких-то иных знаков — это тре­тье реальное явление, необходимое для осуществления человеческого мышления.

Теперь, когда мы установили, что такое основа человеческого мышления (теорема а.22.1), и когда выяснили, без каких явлений реальности человеческое мышление невозможно (теоремы а.22.2, а.22.3, а.22.4), мы можем дать обоснованный ответ на вопрос нижеизложенной теоремы.

 

Недилеммно-причинная выводная теорем а.22.5

Какие реальные явления и почему именно они являются основами человеческого мышления?

Обоснование выводного теоретического положения, или теоретический логический вывод.

Для обоснования ответа на данный вопрос, во-первых, обратимся к неопределяющим законам теоретической науки, сформулированным в теоремах а.22.2, а.22.3, а.22.4 (см. эти теоремы), и, во-вторых, обратимся к закону, изложенному в теореме а.22.1, который гласит, что основа человеческого мышления — это явление реальности, без которого человеческое мышление невозможно.

Из вышеперечисленных законов теоретической науки следует такой ответ на вопрос теоремы.

Основами человеческого мышления являются следующие реальные явления:

1. Человеческий разум, представляющий собой аппарат, при помощи соответствующих органов которого происходит отражение определенной информации о явлениях реальности и внутри которого происходит сам процесс человеческого мышления.

2. Реальный мир как первоисточник той информации о различных явлениях этого мира, которая перерабатывается человеческим разумом в процессе человеческого мышления.

3. Язык слов или язык иных знаков, при помощи которого осуществляются все необходимые операции в ходе человеческого мышления, потому что без любого их этих реальных явлений человеческое мышление невозможно. (Выводной неопределяющий закон теоретической науки. Выводная теоретическая истина.)